вернуться ...

Богатый урожай призовых мест


Сегодня становится особенно актуальным приобщение учащихся среднего звена и старших классов к научным исследованиям. На основе теоретического мышления формируется интеллект, обеспечивающий понимание окружающей действительности.

Приобщение к научно-исследовательской работе начинается с мотивации. Именно на этой стадии каждый участник будущего исследования должен увидеть вполне конкретные выгоды. Причем, не только моральные, но и материальные: отличные оценки за год, защита реферата на переводных экзаменах и получение преимущества при поступлении в вуз.

Наиболее сложный этап в научно-исследовательской работе - определение ее новизны, практическая значимость и логическая завершённость. Объём исследований должен быть такой, чтобы учащийся или группа учащихся завершили их в сроки, ограниченные несколькими месяцами или одним, максимум двумя, годами. Особенно важно, чтобы дети самостоятельно составили обзор литературных данных и сформировали подробную и цельную картину состояния предмета и будущих исследований.

Очень важно не вмешиваться в творческий процесс, пока это возможно, а лишь предлагать схемы для сортировки данных и задавать вопросы: «Почему?.. Что из этого следует?.. Что будет, если?..» Результаты работы оформляются в виде сообщения (доклада). Творческий коллектив самостоятельно готовит тезисы и развёрнутый доклад. Не следует рассчитывать на то, что достаточно выучить подготовленный текст доклада, и успех на конференции обеспечен. Нередко серьёзные по содержанию работы не попадают в число лучших из-за того, что не представляются должным образом. Основная причина - дети оказываются психологически не готовы к борьбе за победу. Поэтому следует практиковать предварительное представление исследовательской работы, сначала в узком творческом коллективе, а затем в расширенной аудитории школьной научно-практической конференции.

В своей работе мы руководствовались изложенными выше принципами, и достигнутые результаты на недавней республиканской конференции НОУ «Сигма» показали, что мы на верном пути.

Диплома первой степени удостоилась работа ученицы 10-го лицейского класса Рузанны Ахобековой «Международное гуманитарное право сквозь призму мировых войн и современных военных конфликтов» (научный руководитель Р.М.Сидакова). Практическая значимость ее заключается в том, что данный труд можно использовать на уроках обществознания при изучении гуманитарного международного права, новейшей истории и на классных часах по теме о правах человека, мировых войнах и причинах современных военных конфликтов, о глобальных проблемах человечества. Хотелось бы отметить великолепную презентацию и защиту работы, которые провела Рузанна Ахобекова. Это дало повод ректору Института бизнеса в г. Нальчике Ф.А. Хараеву пригласить ее поступать в вуз без экзаменов.

С работой «Безнадзорность и проблемы патронатного воспитания в Кабардино-Балкарии» выступила Диана Джаппуева (10 лицейский класс, научный руководитель Р.М. Сидакова). За отличную защиту и фактический материал Диана была также удостоена диплома первой степени.

Хотелось бы отметить и такой момент: жюри было искренне растрогано фотографиями малюток с презентации из Дома ребенка и воспитанников Детского дома г.Нартан, которые более десяти лет с гуманитарной помощью посещают лицеисты.

Значимость работы Дианы Джаппуевой заключается в актуальности темы, в четком анализе собранного материала (опрос граждан нашего района, осмысливание жизненных ситуаций детей и подростков за определенный промежуток времени, наблюдения и устное анкетирование детей-сирот). И в выводе: о крайней необходимости сделать решение вопросов детства приоритетным в деятельности государственных и неправительственных органов и общественных организаций Кабардино-Балкарии. Материалы работы можно использовать на воспитательных классных часах и в общешкольных мероприятиях, посвященных движению «Милосердие».

Аида Битокова из этого же, 10 лицейского класса, защищала работу «Символы России» (научный руководитель Р.М. Сидакова). Она очень проникновенно рассказала о том, что исследовательская работа о символах России (герб, флаг, гимн) является важной стороной воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма. Прикасаясь к символике, мы как бы прикасаемся к истории своего Отечества. Кто-то вспоминает бескрайние просторы России, кто-то о регалиях: знаках црской власти - короне, шапке Мономаха и т.д. Конечно же, не будут забыты и русские архитектурные святыни: Красная площадь, Покровский собор, храм Христа Спасителя, Георгиевский крест. А может быть, кто-то вспомнит свой город, в котором он родился и вырос, где остался родительский дом, о нашем Эльбрусе, о горной реке, о дереве, стоящем у дома…

Аида получила за свою работу диплом третьей степени.

Наталья Ивановна Тишина и Сакинат Ульбашева.

Диплома третьей степени удостоилась еще одна ученица 10 лицейского класса Сакинат Ульбашева. В номинации «Искусствознание» она представила интересную, увлекательную научно-исследовательскую работу, посвященную творчеству молодой художницы Александры Тишиной, выпускницы МОУ «Лицей № 1», дочери нашей уважаемой учительницы по математике Натальи Ивановны Тишиной, которая и стала научным руководителем Сакинат.

Задачи работы заключались в том, чтобы собрать и обобщить материалы о творчестве Александры, охарактеризовать основные жанры и направления, изучить разнообразие изобразительных средств, используемых при создании картин. А кроме того, - ознакомить жителей республики с творчеством неординарной молодой художницы.

Тимур Отаров и Г.И. Тихомирова

Очень важная и актуальная тема - «Рекреационная зона Приэльбрусья» - была у ученика 11 класса Тимура Отарова (научный руководитель Г.И. Тихомирова). Цель работы - рассказать об уникальном творении природы, жемчужине Кавказа Национальном парке «Приэльбрусье», выявить перспективы развития туристического сервиса, показать степень изученности рекреационной зоны и предложить администрации района использовать ее при организации туристическом бизнесе.

«И если вы еще ни разу не поднимались ввысь на склон Эльбруса даже в вагончике канатной дороги, тогда обязательно приезжайте в Приэльбрусье. Живописное ущелье под ногами, яркое солнце над головой и потрясающая по красоте панорама Большого Кавказского хребта – все это курортный край, который носит сказочное название - Приэльбрусье».

Работа Тимура и его научного руководителя была оценена по достоинству - на Диплом первой степени.

Вот с таким богатым урожаем призовых мест, усталые, но счастливые, молодые исследователи МОУ «Лицей № 1» вернулись из Нальчика домой. Думаю, что не только учителя нашего лицея, но и все жители города Тырныауза присоединятся к поздравлениям в адрес юных, замечательных и успешных ребят, возможно, наших будущих ученых.


Р. СИДАКОВА, заместитель директора МОУ «Лицей № 1».