на главную...

Проект «Инсайт»: Содружество специалистов по обучению и воспитанию детей
с особыми образовательными потребностями в образовательных учреждениях Эльбрусского муниципального района.

Модель содружества логопедов, психологов, педагогов   
Авторы проекта: Ахкубекова Ж.К., Моллаева З.М.   
Координатор содружества: Аккаева З.Ш.   

Сроки проведения: 2024 – 2026 гг.   

 

Вашему вниманию хотим представить проект «Инсайт»: Содружество логопедов, психологов и педагогов по обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями в образовательных учреждениях Эльбрусского района. Авторами данного проекта являются Ахкубекова Ж.К и Моллаева З.М.

Получение образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В образовательных учреждениях Эльбрусского муниципального района в 2024–2025 учебном году обучаются 98 ребенок с инвалидностью и 48 детей с ограниченными возможностями здоровья. Специалистов сопровождения (педагогов) по Эльбрусскому району всего 37.

По рекомендациям ПМПК КБР тьюторское сопровождение рекомендовано 21 обучающемуся.

В районе всего 8 тьюторов, 8 психологов, 8 логопедов, 11 социальных педагогов. 40% узких специалистов сопровождения – это специалисты, имеющие диплом переподготовки, 20% – молодые специалисты, не имеющие опыта работы. Кадровый потенциал специалистов сопровождения не позволяет охватить специальными качественными образовательными условиями всех детей с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья. На 146 детей, нуждающихся в особых образовательных условиях, кадрами обеспечены 38%, 29% – узкими специалистами.

Изучение особенностей развития ребенка, составление коррекционно-образовательного маршрута должны осуществляться на школьном педагогическом консилиуме. Однако, насколько компетентны члены консилиума не трудно догадаться.

Переход детей – инвалидов и детей с ОВЗ из дошкольных образовательных учреждений в начальную школу и из начальной школы в среднюю является кризисным.

Поэтому необходимо качественно обеспечить преемственность от дошкольного к школьному уровню.

Необходимость внедрения наиболее эффективных вариантов сопровождения и создания специальных образовательных условий очевидна, и это возможно через систему взаимодействующих учреждений.

Наш проект ставит целью организовать методическую работу содружества специалистов, которая позволит повысить взаимодействие между опытными коллегами, молодыми и вновь прибывшими специалистами.

Модель содружества специалистов взаимодействия представляет собой совместную деятельность с ПМПК и образовательных учреждений.

Для реализации данной цели ,перед нашими специалистами стоит ряд задач:

– Создание условий для проведения комплексной педагогической и социально-психологической абилитации и реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

– Организация системы эффективного психолого-педагогического, логопедического и социального сопровождения процесса инклюзивного образования.

– Создание системы развития толерантности в окружающем социуме.

Внедрение новых методов обучения и воспитания, современных образовательных технологий, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения на коррекционно-развивающих занятиях.

1. Реализация проекта началась в конце 2024 года с

– информирования участников образовательного процесса о целях и задачах проекта.

– формирования банка данных о педагогах

– формирвоания банка данных о детях-инвалидах, детях с ОВЗ

2. Этап запуска проекта: Декабрь 2024 – март 2025 гг.

  1. Профессиональный диалог: обсуждение целей и задач проекта по созданию новой модели содружества логопедов, психологов и педагогов.
  2. Разработка нормативной документации, регламентирующий деятельность содружества: положение, логотип, примерная форма договора, координационный совет, план работы содружества логопедов, психологов и педагогов.
  3. Организация и проведение психолого-педагогических тренингов для педагогов и родителей.

3. Основной этап развертывания проекта: Март 2025 – декабрь 2026 г. Для поддержки профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, был создан единый информационный ресурс содружества логопедов, психологов и педагогов на базе РЦ «Особый ребенок» МОУ «Лицей №1 им. К. Отарова» г. п. Тырныауз.

– Содружество педагогов совместно со специалистами образовательных учреждений, участвует в разработке, согласовании и реализации индивидуальных программ комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями в рамках рекомендаций ППК и реализации ИПРА на основе полученных рекомендаций ПМПК г. Нальчик.

– Содружество педагогов в соответствии с планом работы будет осуществлять контроль за динамическим развитием обучающихся в части своей компетенции от дошкольного уровня до завершения школы, профдиагностику и профконсультирование обучающихся и их родителей.

В течение года специалисты содружества будут работать над формированием банка приемов, методов, технологий в коррекционно – развивающей работе.

– По обращению образовательных учреждений будут организованы собеседования с детьми и их родителями. И сегодня наши специалисты принимают активное участие в семинаре и в эти минуты проводят диагностику детей и консультирование родителей.

Ожидаемые результаты:

– создана качественная система комплексного психолого-педагогического, логопедического, социального сопровождения детей-инвалидов, детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса;

– увеличен объем и качество реабилитационных и абилитационных мероприятий;

– повышено качество обучения детей с ОВЗ, детей-инвалидов в условиях инклюзивной среды общеобразовательных учреждений;

– повышено качество индивидуальных логопедических и психологических обследований детей, направляемых на ПМПК г. Нальчик;

– обеспечено успешное интегративное включение детей инвалидов, детей с ОВЗ в образовательную среду, в социум и успешная социально-психологическая адаптация детей с особыми образовательными потребностями;

– совершенствована система выявления, учета и сопровождения детей-инвалидов, детей с ОВЗ;

Встречи педагогов и родителей:

– созданы условия для дальнейшего взаимодействия между семьей и школой, вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс школы и класса.

Выражаем благодарность партнерам и участникам проекта. Приглашаем к сотрудничеству образовательные учреждения, специалистов и заинтересованные организации. Вместе мы сможем создать лучшее будущее для детей с ограниченными возможностями здоровья!